Бесплатная юридическая консультация online Рассылка совет бизнес-юриста
наши услуги
О компании
Юридический консалтинг
Договоры
Кадровый консалтинг
Юридическая консультация
Регистрация фирм
Ликвидация фирм
Перерегистрация фирм
Создание бизнеса
Постановка на учет филиала и представительства
Защита интересов в суде
Взыскание долгов
Узаконение самовольных построек
Правовое обеспечение деятельности предприятий
Налоговое планирование

Осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов

Сегодня рассмотрим рекомендации налогового органа в отношении выбора контрагентов при заключении хозяйственных договоров, а именно какие необходимо предпринимать меры для обоснования своей осторожности и осмотрительности в отношении выбора своих партнеров.

В случае если меры предосторожности предприняты не были и контрагент оказался фирмой "однодневкой", какие налоговые санкции грозят компании?

Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Например, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предпринимательской деятельности, которую его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков". Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на информацию ФНС России (письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 и другие) о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности. Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-430).

Сегодня ФНС России ведет реестр лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов, и обеспечивает информацией о них заинтересованные органы и граждан. Обязанность по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц была передана ФНС России с 1 января 2012 года. Ранее ведением указанного реестра занималось МВД России.

Теперь для проверки своего потенциального бизнес-партнера предпринимателям нужно направить соответствующий запрос в налоговые органы. Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется как органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и физическим и юридическим лицам, направившим запрос о конкретном лице. Стоимость услуги 100 рублей. Срок предоставления информации из реестра  пять дней со дня получения запроса. Запрос можно предоставлять непосредственно в налоговый орган или отправлять по почте. Причем подавать его можно в любой территориальный налоговый орган, независимо от места жительства заинтересованного лица или лица, сведения о котором запрашиваются.

 Подготовила: юрисконсульт Сиразетдинова А.И.

07.02..2012г.

подписаться на бесплатную рассылку статей "Советы Бизнес-Юриста" можно здесь