Бесплатная юридическая консультация online Рассылка совет бизнес-юриста
наши услуги
Рассылка Сам себе юрист
Отзывы
Заказать Курс
Об авторе Курса
Оферта
Помощь студенту
О компании
Юридический консалтинг
Договоры
Кадровый консалтинг
Юридическая консультация
Регистрация фирм
Ликвидация фирм
Перерегистрация фирм
Создание бизнеса
Самообразование
Защита интересов в суде
Взыскание долгов
Вопросы по Курсу
Правовое обеспечение деятельности предприятий
Налоговое планирование

книга "Повышение правовой грамотности: самоучитель для населения, глава 2 "Защищаем свои права потребителей"

Автор: Сиразетдинова Алиса, alisse13@yandex.ru

Продолжение...

Глава 2. Защищаем свои права потребителей

- Возьмите, товарищ Продавец, назад Ваш веер! Он сломался в первый же день!

- Я же говорил Вам, что махать нужно не веером, а головой!

Анекдот

Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - покупаем товары, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.д. К сожалению, часто при этом наши права потребителя нарушаются. Для того, чтобы защитить свои основные права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение ущерба), необходимо, во-первых, их знать, во-вторых, уметь правильно использовать все средства защиты.

О правах потребителя можно прочитать в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Необходимо помнить, что данный закон регулирует лишь права потребителей, а именно граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон о защите прав потребителей не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях). Под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров:

  • купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи;
  • продажи недвижимости;
  • энергоснабжения;
  • найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;
  • подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
  • проката;
  • перевозки граждан, их багажа и грузов;
  • комиссии;
  • хранения;
  • на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
  • возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных);
  • других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Какие средства защиты прав потребителей являются наиболее эффективными?

Во-первых, необходимо четко определить – какую свою потребность при защите прав потребителя Вы намерены удовлетворить? Хотите ли Вы восстановить справедливость и наказать «недобросовестного» продавца (изготовителя, исполнителя)? Или все же восстановить свои нарушенные права путем возмещения убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, изменения или прекращения правоотношений?

Во-вторых, учитывать, что большинство конфликтов разрешаются путем переговоров, в досудебном порядке, в момент предъявления претензии.

Судебный порядок защиты прав потребителей – крайняя мера защиты прав - предполагает определенные вложения денег и времени.

Как написать претензию? Легко! Претензия – это простая форма заявления, в которой указываются кому и от кого она направляется, суть дела, обстоятельства произошедшего, требования потребителя, дата и подпись, перечень прилагаемых документов. Удобно воспользоваться системами с искусственным интеллектом – автоматизированным способом составления претензии в сети Интернет. Требуется лишь вписать в установленную форму свои данные, и претензия готова к печати.

Если Ваша претензия не удовлетворена, продавец (изготовитель, исполнитель) отказался исполнять Ваши требования или игнорирует Ваше претензионное письмо, попробуйте ответить на вопрос – почему? Какие реальные объективные причины отказа удовлетворения Ваших требований были у продавца?

 Регулирует ли Закон о защите прав потребителей Вашу ситуацию? Имеются ли у Вас все необходимые письменные доказательства нарушения Ваших прав? Будут ли результаты возможно проведенной экспертизы однозначно подтверждать нарушение Ваших прав? Какова судебная практика по аналогичным  делам?

Если единственный путь защиты своих прав потребителя – это судебный процесс, то стоит учитывать следующие рекомендации.

Исковое заявление должно быть составлено строго в соответствии с требованиями статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие обоснованность Ваших исковых требований. По общему правилу иск подается в суд по месту нахождения ответчика и исковое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной. Однако по искам по защите прав потребителей закон делает исключение. Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины. Можете предъявить иск в один из судов по Вашему выбору: по Вашему месту жительства или пребывания (т.е. по месту жительства или пребывания истца), или по месту нахождения ответчика (а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства), либо по месту заключения или месту исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Надо иметь в виду, что суд вправе взыскать (и взыскивает!) с продавца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, если его требования не были удовлетворены добровольно. Поэтому во многих случаях продавцы сами не заинтересованы в том, чтобы доводить дело до суда.

При обращении в суд потребитель вправе потребовать не только возврата денег, но также полного возмещения убытков, уплаты неустойки и компенсации морального вреда.

Неустойку рассчитывают как процент от цены товара (работы, услуги) за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя.

Размер возмещения морального вреда не ограничен и определяется судом (на усмотрение судьи).

Доказывать свою невиновность должен продавец товара (услуги). Но из этого правила есть исключение. Если претензии к качеству товара потребитель не предъявил в период гарантийного срока, доказывать, что дефекты возникли по вине продавца, придется самому потребителю.

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права либо когда возникает право требовать исполнения обязательства. Если срок исковой давности, не превышающий 6 месяцев, пропущен гражданином по причинам, признанным уважительными или такие причины имели место в последние 6 месяцев срока (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), суд в исключительных случаях может этот срок восстановить. На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется. В частности, это относится к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Если Вы намерены «наказать недобросовестного продавца», законодательством РФ предусмотрены следующие возможности обращения с жалобой:

  • К адвокату (юрисконсульту) или в Общество потребителей – за определенное вознаграждение помогут написать претензию или исковое заявление, окажут юридическую консультацию, представят Ваши интересы в суде;
  • В Отдел защиты прав потребителей в местной администрации – бесплатно проконсультируют, помогут составить претензию или иск в суд;
  • В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – бесплатно проконсультируют по актуальным вопросам защиты прав потребителей, проведут проверку организации (продавца), при наличии законных оснований привлекут к административной ответственности.

Подписаться на бесплатную рассылку "Советы бизнес-юриста"

Подписаться на бесплатную рассылку "Сам себе юрист"

Поступить на юридические курсы повышения правовой грамотности